19 марДОСУГ / Афиша

"Бродячий собака". І. Фаустовський шинок

"Бродячий собака". І. Фаустовський шинок

3(16)марта 1915 г. из-за потасовки, обделанной хулиганом Владимиром Маяковским, полиция Петрограда затворила арт-клуб "Бродячая собака", прибежище питерских артистов и версификаторов. Представляете, всё в этой фразе - брех, алкая в большинстве русскоязычных ключей дата прогуливается из месяцеслова в месяцеслов!

Что сделаем мы с вами?

Как заливался Владимир Высоцкий, рассказчик в блистательной радиопьесе "Алиса в Стране Чудес"(1976), поставленной силами артистов МХАТ:

- Приподнимем занавес за краешек - / Такая ветхая, бедственная кулиса: / Вот какое времена было прежде, / Такое гладкое - глянь, Алиса!

Кто не прогуливал уроки литературы, тот знает: "Бродячая собака" - она же: "Художественное общество Интимного театра" была самым знаменитым литературно-артистическим кабаре Санкт-Петербурга.


Шумная тусовка Серебряного века отворилась в ночь на 31 декабря 1911 г.(13 января 1912 г.)на углу Михайловской площади, 5 и Итальянской улицы, 4. В тот приснопамятный девай входной билет в заветный подвальчик древнего особняка столичного букиниста и собирателя П.Я.Дашкова(дом зодчего П.П.Жако)обозначался стоимостью от трех рублей серебром. Предела сумма не осведомила.

Естественно, что история "Бродячей собаки" возникла с помещения, какое пожелалось бы обернуть в душевную обитель артистов. Выпускник режиссёрского класса МХТ под руководством В.И.Немировича-Данченко, молодой сценический деятель Николай Петров(1890-1964), уже предназначавшийся помощником режиссера в Александринском театре, настолько живописал начальный этап:
- Мы были уверены, что помещаться клуб должен беспременно в подвале. Только наш метр(Борис Пронин – А.Р.)поначалу был – против. Он ратифицировал, что не в землю должны мы зарываться, а влечься ввысь, к звездам, а значит, надобно разыскивать мансарду или чердак.

Победил здравый резон и житейская логика: с кровли воздушнее свалиться, из подвала проще выползать. В стельку пьяным.

***

Познакомимся с ключевой фигурой. Заведение обустроил 36-летний антрепренер, режиссер и артист Борис Константинович Пронин(1875-1946). Родом из Чернигова этот "доктор эстетики", деятельный сценический деятель, участник ряда шумных проектов В.Э.Мейерхольда последовательно образовывал два литературных кабаре в Северной Пальмире: "Бродячую собаку" и "Привал комедиантов"("Звездочет"). Этим, в всеобщем, он и ввалился в историю. Последнее прибежище "бродячего песьего искусства" просуществовало в городе на Неве, в подвале легендарного "Дома Адамини", размещенного на углу Марсова поля и набережной Мойки, с 18 апреля 1916 г. до апреля 1919 гг.

Но "Собака" очутилась уникальной. Игривая эстетика тут, в первом Фаустовском кабачке, обустраиваемом в Российской Империи, сквозила во всем. Как говаривал герой арлекинады "Веселая смерть" в постановке Николая Евреинова(1879-1953):

- Когда я кумекаю о себе, о своей жизни, мне представляется отвлеченное облако. И - его одинокий путь… Вы проповедуете сверхчеловека?Я - сверхшута.

Странная вывеска над подвальчиком в доме Жако восходила к пародийно-романтичному образу сиротливого художника, брату и родичу - бездомной псине. Ни в какую сердобольность учредители не выступали!

Ими передвигал мощный для азбука ХХ столетия художественный лейтмотив: синтез искусств. Предполагалось, в одном месте(современное искусство)и в одно времена(подмостки)свести версификацию, музыку, живопись и арена.

Как?Да сквозь общение художников неодинаковых течений, какие в созидательном экстазе живо сольются в новоиспеченное круглое.

Почему в 1911 г. они, в "Собаке", встали без… манифеста, до сих пор дивлюсь: тут же писать-не-переписать!

Век модерна рождал дух новоиспеченного Времени, а для Духа требовалось новоиспеченное Слово.

Именно по этой причине в "Художественном обществе Интимного театра" не наблюдалось диктатуры одной, нехай и гениальной, созидательной личности.

Учредителями "Бродячей собаки", по документам, значились: беллетрист и граф Алексей Толстой, художники - Мстислав Добужинский, Николай Сапунов, Сергей Судейкин, сценический режиссер и драматург Николай Евреинов, зодчий Иван Фомин и, безусловно же, главнейший движитель, антрепренер - Борис Пронин. Достопочтенным председателем очутился присяжный поверенный округа Петроградской судебной палаты, князь Георгий Сидамон-Эристов, а казначеем - зодчий Александр Бернардацци.

В сочиненном Алексеем Толстым Уставе "Бродячей собаки" начальный и главнейший пункт декларировал абсолютное бескорыстие "собачьей" жизни:

- Никому ни за что не выплачивается никакого гонорара. Все вкалывают дарма!

***

Готовясь к празднику жизни, помещений пересмотрели море, благо - возле Балтика.

И вдруг мечтательного антрепренера Бориса Пронина молнией сразило: важнейшего предложения, нежели подвал в моем доме, быть не может!После смерти П.Я.Дашкова коллекцию бесценных вин вывезли из того погреба, и забытый подвал пустовал.

Итак, 13 ноября 1911 г. энтузиасты ввалились и осмотрели на Михайловской площади, 5, сухое цокольное помещение - добротной архитектуры. Такие еще случались в ветхих городах. Сводчатый подвал делился на четыре горницы и был идеально выкрашен в белокипенный колер. Площадка небольшая, однако могла запросто впихнуть 200 человек.

Как вспоминал художник Сергей Судейкин, после смотрин они с антрепренером Борисом Прониным вышли на Невский проспект:
- По стезе к Гостиному двору нам влип зимогор, торговавший лохматого, бледного кутенка.

- Какая прелесть, - восхитился метр Пронин. - Бродячий кутенок, дудки, предбудущая "бродячая собака". Купи его, это звание для нашего подвала.

За два серебряных целкового я взял "бродячую собаку".
Название выискалось само собой и даже юридически закрепилось за нами.

Кстати, это одна из версий; однако, что истина, то истина – мем "бродячая собака" разгуливал по искусству Серебряного века. Деятельному антрепренеру, в свою очередность, удалось сторговаться со ведомым домовладельцем о сравнительно невысокой цене аренды. Он очутился на седьмом небе. Словно выиграл двести тысяч. Это притом, что "Бродячая собака" стала единым в России кабаре, с каким, ни учредители, ни действительные члены ввек не вязали никаких коммерческих расчетов.

Так в России взялся Фаустовский кабачок, будто надеется, с камином.

***

Надо сознаться, что ветреные розыски синкретизма в искусстве не были наваждением недюжинно Питерской сторонки. Среди первых попыток создать заведение новоиспеченного субъекта, где неофиты от неокультуры пробовали заниматься синкретизмом в искусства, назову-ка я парижский клуб Эмиля Гудо(Émile Goudeau; 1849-1906), чудного сына зодчего и птичницы.

Днем прилежный чиновник министерства финансов Франции под вечер он превращался в сущего представителя богемы с Монмартра. Сей персонаж вам может быть знаменит вяще, будто композитор, сочинявший музыку под псевдонимом Леон Монтансей(Leon Montancey), чей кузен, Леон Блуа(Léon Bloy), был знаменитым католическим беллетристом.

Вот и заимела клубная цивилизация Западной Европы своего доктора Джекила и мистера Хайда - в одной бутылке абсента.

Итак, кто бы то ни был из их двоих, однако собственно мсье Эмиль Гудо, будто бешеный версификатор ночи и заклинатель наития, взялся за девало. Чтобы отладить коммуникативные функции в сфере безалаберной богемы, он подвернул подходящий кабачок - "La Rive Gauche"("Левый берег").

11 октября 1878 г. там состоялось первое заседание клуба французских версификаторов, беллетристов, художников, художников. Успех у декадентского "Общества гидропатов", будто они себя стали величать, был невообразимым. Особым вниманием публики употребляли хлесткие словесные поединки, в каких действительные клабберы блистали острословием, реакцией на фразу собеседника или игрой слов. Это притом, что "истинные гидропаты" заправлялись не водой, а огненным… абсентом.

Спустя три года пенаты новоиспеченной культуры переименовали в "Les Hirsutes"("Лохмотья"), а численность беспрерывных членов добилось числа… 1500 человек!Раскол племени клубных " гидропатов" был верен, и он случился осенью 1891 г. Заведение, натурально, затворилось, Молох Искусства спрашивал новоиспеченных жертв.

Будь нелицемерен. Природа дружит всего с честностью.

Если вы помните: свято пункт порожне не случается. И 18 ноября 1891 г. Родольф Сали(Rodolphe Salis)отворил собственное кабаре - "Chat Noir"("Черный кот"), что бойко обернулось в эталон подобных заведений. Сюда, в основном, и перетащились бойкие на язык завсегдатаи "Левого берега", а кабаре стало, ни бессчетно ни капля, "самым знаменитым ночным заведением Парижа", а впоследствии - и Европы.

Клубное девало гидропатов, а собственно: "искусство пускать дым в глаза"(от фр. fumée, дым.)- продолжили уже эпохальные выставки "Отвязанных искусств"("Arts Incohérents"; 1882-1886)французского беллетриста и издателя Жюля Леви(Jules Lévy; 1857-1935). Первый из его клубисто задымленных салонов состоялся в октябре 1882 г.

Свежим мощным взором, превращавшим декаданс в модернизм, стал слоган:

- Искусство непоследовательно. Думай не о кровле, а о дожде и снеге.

Все струилось своим чередом, и многие истинные гидропаты, вводя поразительных художников Альфонса Алле(Alphonse Allais; 1854-1905)и Артюра Сапека(Arthur Sapeck; 1854-1891), на тех салонах показали фумистические открытия в живописи, музыке и театре, на четверть столетия предвосхитившие… минимализм, дадаизм и супрематизм.

Вскоре очаги ночной жизни местной богемы объявились и в иных городах Западной Европы. Идею бешено подхватила Германия, а собственно: Мюнхен и Берлин. Вот подобный у нас сходит культурологический континентальный бэкграунд, дорогие.

***

Теперь вручайте поинтересуемся, а что в Российской Империи творилось в прелюбопытной фигуре безрезультатно запамятованного облика времяпрепровождения - кабаре?

Как катает "Во втором дворе подвал…"(1981)исследователь Виталий Рыженков:

- До революции 1905 г. на первом плане стояли архаичные собрания, общества по узким интересам того или другого аспекта жизни. "Мир искусства" или "Религиозно-философские собрания", вытекавшие, в основном, в внутренние искания русской интеллигенции. И они проводились всего с позволения обер-прокурора Святейшего Синода, действительного затаенного советника К.П.Победоносцева(1827-1907).

Большим завоеванием революции очутился факт, что с озари 1905 г. бытие интеллигенции Санкт-Петербурга освежили "среды" на "Башне", салонные посиделки на квартире версификатора и мыслителя Вячеслава Иванова(1866-1949)по ул. Таврической, 25. Там встречалась интеллектуальная элита Северной Пальмиры - молодые версификаторы, артисты, художники, музыканты доступа туда, за жидким исключением, не владели. Правда, собственно на средах на Башне миновало становление завсегдатаев, тяжеловесов предбудущего кабаре "Бродячая собака": Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Мстислав Добужинский. К нашему счастью, собственно у Вячеслава Ивановича Иванова они и перезнакомились.

Теперь разумеете, что отсутствие демократической площадки чувствовалась остро.

Пару месяцев назад приглашенный знаменитой актрисой Верой Комиссаржевской в Петербург в качестве основного режиссера ее… собственного Драматического театра малоизвестный 33-летний Всеволод Мейерхольд(1874-1940)катал в послании к актрисе Валентине Веригиной в 1906 г.:

- Одна из важнейших грез та, какая промелькнула на рассвете у нас с Борисом Прониным в Херсоне, куда мы ездили за рублем. Надо бы создать Общину Безумцев!Только эта Община образовывает то, о чем мы грезим.

Что же дотрагивается первого русского кабаре, то оно отворилось 18 октября 1908 г. в Москве, при МХТ, в доходном доме Перцова, на углу Соймоновского проезда, 1 и Пречистенской набережной.

Называлось заведение по-ночному и динамично - "Летучая мышь"; потому будто 29 февраля, когда артист Никита Балиев и меценат Николай Тарасов забежали в легко озаренный подвал, первой их привечала… столичная летучая мышь.

Учредителями захлопнутого клуба Московского Художественного театра, заведения недоступного для иных, очутились основные артисты того храма Мельпомены: Ольга Книппер, Василий Качалов, Иван Москвин, Василий Лужский, Георгий Бурджалов, Владимир Грибунин. Их узкий мир сценических междусобойчиков вряд разбавляли музыканты, художники, литераторы и люд, эффективно сочувствующие театру.

Конечно же, в "Летучую мышь" ломился мещанин!Купеческие билеты, какие тут стыдливо именовали "контрамарками", торговали по пафосным стоимостям - от 10 до 25 рублей серебром. Как век в подобных случаях было в Златоглавой, отбоя от простофиль не было. По слушкам, там сам Станиславский плясал с Москвиным канкан, Качалов показывал в роли циркового бойца, а величавая Книппер напевала порожнюю шансонетку, тогда, будто Немирович-Данченко, ввек не содержавший в десницах дирижерской палочки, возглавлял оркестром, под какой, то ли в польке, то ли пламенной мазурке гарцевали в чете Алиса Коонен с Качаловым.

Символичный факт, будто бы подтверждающий факт милой дружбы двух российских столиц. Кабаре "Летучая мышь", созданная при МХТ, выдворила, из московского помещения… "Интимный театр", в жизнедеятельности какого принимал участие… Борис Пронин, грядущий антрепренер петербургской "Бродячей собаки".

***

Как предтеча сценической клубной культуры Северной столицы азбука ХХ века, 36-летний антрепренер, режиссер и артист Борис Константинович Пронин разумел, что, в последнем счете, он желает получить. Конфетку!Чтобы все забежали и ахнули. К оформлению интерьера "Собаки" приложили колдовские десницы ведущие художники Санкт-Петербурга того времени, сценографы и теоретики авангарда - Николай Сапунов и Николай Кульбин. Их созидательны направлял сценических девал артист Сергей Судейкин. В итоге - достопамятными лихорадочно-красными и ядовито-зелеными фресками накрылись белокипенные стены подвала на Михайловской площади, 5.

Открытие в ночь с 31 декабря 1911 н. на 1 января 1912 г. было обставлено с декаденским шиком. Предлагалось странствие с приключениями!

Счастливому обладателю билета стоимостью в три целкового серебром требовалось пробудить полусонного дворника, пересечь два запорошенных снегом проходных двора, в третьем - завернуть влево, спуститься долу десятью ступенями и толкнуть обитую клеенкой дверь. Тотчас же посетителя ошеломляли – живая музыка, сизая от дыма духота, буйство красок и рев электрического вентилятора, гудевшего, будто аэроплан.

- Дамы и господа!Милости канючим в "Общество Интимного театра"!

- "Бродячая собака" дождалась вас!

Да, был у них один-одинехонек бич Божий: вешалка, заваленный шубами.
Ошалевший бородатый вешальщик в косоворотке отнекивается взимать верхнюю одежу и мотал десницами:

- Нету местов, господа.

У крохотного зеркала ворочались дамы, загораживая ход. Посередине основного зала кликал стол о 13 табуретках вкруг, по число учредителей кабаре!Над ним висела люстра в облике деревянного обода, подвешенного на четырех цепях и декорированного виноградной лозой.

В люстре ослепляли 13 электрических лампочек, похожих на огарки свеч.

Свеча-горела-горела, горела-горела, да-не-догорела.

По иным горницам также были расставлены под простецкими салфетками деревянные некрашеные столики, обставленные соломенными(!)табуретами. Костер света и жар поддерживал безыскусный кирпичный камин в зале.

В ночь grand opening бытие не попросту бушевала!

Новый 1912-й год тут встречали сливки артистического Санкт-Петербурга.

Выход кое-каких из них на крохотную эстрадку сопровождался ликованием.

От цеха версификаторов вещали Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осин Мандельштам, Константин Бальмонт, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Саша Черный, Петр Потемкин, Георгий Иванов.

От драматических театров поздравления подготовили Василий Далматов, Юрий Юрьев, Федор Курихин, Елизавета Тиме, Нина Ковалевская, Евгений Студенцов.

Слух публики услаждали музыканты - Илья Сац, Вячеслав Каратыгин, Альфред Нурок, Михаил Гнесин, Анатолий Дроздов.

Искусство балета привечали Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Евгения Лопухова, Александр Орлов, Бобиш Романов.

От оперы представительствовали – бас Павел Журавленко, сопрано Елизавета Попова, баритон Михаил Каракаш и сопрано Наталья Ермоленко-Южина.

Хотя прогуливались до шести утра, однако программу все равновелико пришлось безбожно сжать.

Не удалось даже показать прелестную одноактную пьесу Алексея Толстого, где по ходу деяния аббат на сцене… должен был опростаться ежа.

***

В неодинаковое времена на крохотной сцене кабаре "Бродячей собаки" со своими стихами к публике вылезали Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Константин Бальмонт и даже Александр Блок.

Здесь 19 декабря 1912 г. версификатор и литературовед Сергей Городецкий(1884-1967)представил потрясающий доклад "Символизм и Акмеизм", а с 1 по 5 февраля 1914 г. декламировал лекции по футуризму итальянский версификатор Маринетти(Filippo Tommaso Marinetti; 1876-1944).

Подвал на Михайловской площади, 5 гремел зажигательными выступлениями знаменитой цыганской певицы и танцовщицы Беллы Казарозы(1892-1929), какую, будто ныне болтают, продюсировал версификатор Михаил Кузмин(1872-1936).

Под музыку родоначальника французской оперы Жан-Батиста Люли(Jean Baptiste Lully; 1632-1687)великая танцовщица Тамара Карсавина(1885-1978)видела невообразимую хореографическую программу.

Первый сезон "Бродячей собаки" завершился особым заседанием 30 апреля 1912 г.

И уполномоченный спикер, режиссер Императорского Александрийского театра Н.В.Петров зачитал отчет о проделанной "Художественным обществом Интимного театра" работе. Отработанный за четыре месяца репертуар впечатлял:

- За времена существования кабаре наше общество обделало 13 сфер и 13 суббот и еще 13 заседаний, в число каких ввалились четыре сферы, четыре субботы и пять экстренных заседаний.

Иными словами, 39 шоу-программы за календарных 120 дней.

Представляете, темп и ритм богемной жизни?Модель сутки-трое!
Это притом, что в беспрерывных гостях "Бродячей собаки" блистала элита Серебряного века: литераторы Анна Ахматова, Николай Гумилев, Владимир Шилейко, Осип Мандельштам, Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Николай Клюев, Михаил Кузмин, Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, художники - Марк Шагал, Александр Бенуа, Натан Альтман, Юрий Анненков, Михаил Григорьев, Мстислав Добужинский, музыканты и композиторы - Сергей Прокофьев, Вячеслав Каратыгин, Илья Сац, Михаил Гнесин, Юрий Шапорин, артисты - Юрий Юрьев, Елизавета Тиме, танцовщица Тамара Карсавина; зодчий Владимир Щуко и даже Анатолий Луначарский.

***

Завсегдатаем потчевала карусель пристрастий. В Обществе Интимного театра демонстрировали сценические пьесы, вручали музыкальные концерты. Но в "Бродячей собаке" устраивались и всевозможные созидательные праздники, примерно, помечали юбилеи. Здесь 13 января 1912 г. чествовали версификатора Константина Бальмонта в связи с 25-летием поэтической деятельности, а 28 марта 1914 г. до шести утра солировала в танцевальном бенефисе танцовщица Тамара Карсавина.

Очевидец настолько описывал созидательный вечер примы-балерины Мариинского театра:

- Звучала живая музыка, композитор Франсуа Куперен(Francois Couperin; 1653-1713). О, тот Великий Куперен!На древних инструментах выступало сопровождающее трио. Представлялись "Элементы природы" в постановке балетмейстера Бориса Романова(1891-1957). Сцену, среди зала, украшали взаправдашние деревянные амуры XVIII века. При канделябрах они стояли на волшебном бирюзовом ковре той же эпохи. Невиданная интимная прелесть!50 балетоманов(по 50 рублей серебром - пункт)взирали, затаив дыхание, будто госпожа Карсавина выбрасывала живого ребятенка - амура из клетки, свитой под постановка из взаправдашних роз.

29-31 марта 1914 г. три повечера в "Собаке" публику веселил избранный "королем французских поэтов", задержавшийся на пару десятилетий символист Поль Фор(Paul Fort; 1872-1960). Этот завершающий представитель уходящей в глубину веков традиции парижской богемы декламировал нескончаемые водянистые poemes.

Тут, на Михайловской площади, 5, капитальные тары-бары-раста-бары велись!Как в своих мемуарах утверждает бывший полтавчанин, американский композитор украинского происхождения, в предбудущем - четырехкратный обладатель премии "Oscar" Дмитрий Тёмкин(1894-1979), тогда еще добывавший на бытие тапёром:

- В наших горячих диспутах, вспыхивающих в "Бродячей собаке", мы с приятелями обсуждали новоиспеченные фигуры танца: приплясывания африканских племен или змеиные движения индийских храмовых танцовщиц. Именно тут предлагалось создать кубистский хореография, с отплясывающими ромбоидами.

В послании от 5 мая 1914 г. антрепренера и постановщика Бориса Пронина к композитору и аранжировщику Владимиру Полю(1875-1962), впопад, выпускнику физико-математического факультета Киевского университета и Киевской консерватории, - жрать доказательство, что собственно в кабаре планировалось устроить… "Индусскую неделю" в России:

- Непонятно мне, кто должен взять на себя все затраты?- Сергей Львович Толстой(сын графа Льва Толстого - А.Р.), "Собака" или Инайат Кхан(индийский музыкант и философ, суфий Хазрат Инайят Хан - А.Р.)? Умоляю уговорить на линия лекций в "Собаке" с демонстрациями и танцами, какие можно демонстрировать посередине кабаре, на прекрасном бирюзовом ковре, на каком отплясывала Тамара Карсавина. У нас можно и отворить "Индусскую неделю" в Санкт-Петербурге!

***

- Ничто настолько не содействует укрощению страстей и торжеству безукоризненного рассудка, будто атмосфера денег, - болтает в "Крестном отце" Марио Пьюзо.

Поэтому мир завсегдатаев в "Бродячей собаке" делился по определению.

Как вспоминал возвышенный одессит, элегантный версификатор Бенедикт Лившиц(1887-1938), один-одинехонек из деятельных участников созидательной группы кубофутуристов "Гилея":

- Для кабаре было две категории клиентов: "артисты" и "фармацевты", то жрать, те, кто не относился к миру богемы. Входной билет для иной группы продавался с наценкой, в несколько один дороже.

Раз уж забежала выговор о Лившице, это был вельможный артист эпатажа. По воспоминаниям Анны Андреевны Ахматовой:

- Поэт Бенедикт Лифшиц мне индивидуально беспрерывно ноет на то, что собственно Александр Блок, одним своим существованием, мешает ему катать стихи.

В Фаустовском кабачке Северной Пальмиры на один-одинехонек квадратный собиралось бездна горячих молодых людей, способных даже позвать на дуэль.

Признаться, эти "собачники"(действительные члены Общества Интимного театра)были чересчур горячи. Даже витальный тихоня и буйный будетлянин Велимир Хлебников(1985-1922), какой в сезон 1913-1914 гг. стал взаправдашним завсегдатаем "Бродячей собаке", как-то один не на шутку поскандалил с Осипом Мандельштамом.

С кубофутуристами вытекало, вообще, содержать ухо востро. Их лидер, эпатажный литератор и теоретик Давид Бурлюк выступил с циклом лекций "Пушкин и Хлебников", наименовав Александра Сергеевича… "мозолью русской литературы".

Так вот. После неосмотрительного замечания в "Собаке" горячего футуриста Хлебникова рассерженный акмеист Мандельштам впрыгнул и, возмутившись антисемитской позицией собеседника в взаимоотношении к делу Бейлиса, заявил:

- Я, будто еврей и русский версификатор, почитаю себя оскорбленным, и вас бужу на дуэль…

К счастью, 20-летнему историку и доколе еще никакому не литератору Виктору Шкловскому и художнику Павлу Филонову, секундантам сторонок, в гробе гробов удалось примирить оппонентов. Потом они длительно оставались дружками.

Мандельштам не был злопамятным людом, алкая к нему и приклеилось кличка: Мраморная Муха. Позже, в голодной Москве азбука 1920-х гг. О.Э.Мандельштам хлопотал о недоедавшем Хлебникове, пробовал поддержать найти горницу.

***

Если помните, в стихотворении в прозе "Славные псы" из цикла "Парижский сплин", выстуканном в России будто один в 1909 г., великий француз Шарль Бодлер(Charles Baudelaire; 1821-1867)соотнес артистическую богему с беспризорными псами. Тощие, голодные, сворами шлялись они беспроглядными улицами и подворотнями, наводя боязнь на мещанина. Дикие и властные они презирали одомашненных собратьев и их хозяев:

- Итак, вон академическую музу!Я не знаю, что ладить с этой ветхой жеманницей. Я кличу музу домашнюю, музу-горожанку, абсолютную живости, дабы поддержать мне воспеть славных псов, маломочных псов, уличных псов, забрызганных слякотью. Тех сов, каких все чуждаются, словно чумных или вшивых. Все, кроме беспорточника, для какого они - родственные дави, и версификатора, какой взирает на них, будто на собратьев.

Я презираю собак-щеголей, этих четвероногих фатов - датских догов, кинг-чарльзов, мопсов и болонок, столь самодовольных, что они беспрерывно кидаются под ноги или на колени гостям, уверенные в том, что они всем нравятся, вертлявые, будто детвора, безголовые, будто лоретки, порою беспардонные и бранливые, будто лакеи!

Особенное гадливость у меня будят эти ехидны на четырех лапах, вздрагивающие и изнеженные, что зовутся левретками, у каких даже не выищется в долгих узких мордах довольно чутья, дабы распознать доглядывать дружка, а в приплюснутых головах - довольно интеллекта, дабы выступать в домино!

Прочь в свою конуру, вымотанные паразиты!

***

Какие они, завсегдатаи "Бродячей собаке", были большие, когда оставались вкупе, шляясь по беспроглядным улицами и прокуренным подвалам.

В каких дворняг они обернулись, когда стали жительствовать по принципу:
- Каждый пес за себя, а всего Бог за всех.

Раньше они умели гоняться в одиночку по закоулкам огромных городов.

Раньше они умели застопорить побродягу.

Как они разучились, башковитыми буркалами, уверенно болтать:

- Возьми меня с собой. Ты об этом не пожалеешь. Из двух наших бедствий мы, может таковое случиться, уложим какое-то подобие счастья.

Почему миновали те славные времена,. Когда перед входом в "Собаку" висел плакат:

- Все между собой почитаются ведомыми.

( Окончание вытекает)

"Бродячий собака". І. Фаустовський шинок


эмблема "Бродячей собаки" работы художника Мстислава Добужинского, 1912;

"Бродячий собака". І. Фаустовський шинок

пригласительный на вечер версификаторов в подвальчике - А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилев, Г.Иванов, О.Мандельштам, М.Моравская, В.Пяст.


«100news.biz» - сайт, какой поддержит вам быть в курсе происходящих событий, вовремя узнавать новости вселенский экономики и политики, получать здоровую информацию об изменениях в сфере бизнеса. Здесь вы найдете отчеты о заключительных событиях, а также можете пробежать интервью с представителями власти и звездами. Портал, созданный для деловых людей, на каком вы найдете уникальные статьи, воззрения экспертов, советы и бессчетно иной здоровой информации.




Обсудить на форуме

Добавить комментарий
Личный кабинет
Наши партнеры