16 марДОСУГ / Афиша

Петіпа. Повелитель польотів

Петіпа. Повелитель польотів
Маріус Петіпа фото:probalet.com

Как-то до истерики веско, и Российская Империя, и СССР, и белое подобие великих царств - эРэФия, век ратифицировали свою гегемонию в мировом балете. Выходило, что собственно оные… хореография изобрели и вкупе с лучиной, березовым веником и медовухой человечество облагодетельствовали. Так ли это?

Попробуем поискать, а кто, собственно, россиян научил исполнять cabriole, pirouette или sissone, кто танцевальным в Мариинке железный носок поставил, кто очутился безбрежным главой полетов над сценой?

Точно, не пришельцы с Сириуса. Вчера просвещенный мир отметил девай рождения этого педагога и танцовщика французского происхождения; с воздушным запозданием на changement de pied(шанжман де пье)подключимся и мы.

Великолепного танцовщика и выглядывающего балетмейстера Мариуса Петипа, ни Россия, ни Франция никак не поделят. И те, и иные почитают гения мирового балета своим. А знаете, всё зачем?

В царской России он очутился как могучей фигурой, что историю русского балета другой половины XIX в. встречено скромно величать - "эпоха Петипа".

Именно благодаря французу Императорский хореография и почитался важнейшим в мире.

Как полагал, по-моему, важнейший историк балета Денис Иванович Лешков(1883-1933):

- Школа Петипа в танцевальном искусстве, за все времена существования в России, очутилась самой продолжительной и крепкой. Ее заветов не может пошатнуть изменение вкусов публики, требования духа времени и уклонения в "стилизацию", ибо это школа натуральной грации, красы и непреходящей сценической логики. Фантазия Петипа, будто автора и хореографа была неиссякаема и, алкая все авторские композиции придерживались железно в рамках оригинальной французской классики - всякий его пляска, благодаря присутствию истинного наития и филигранного художественного вкуса, виделся новоиспеченным и оригинальным.

Второй мой любимчик, о каком я повествовал вам в январе, Джордж Баланчин(Георгий Мелитонович Баланчивадзе)в книжке "Страсти по Чайковскому. Разговоры с Баланчиным"(1991)Соломона Волкова(1944)вторит теоретику:

- Петипа был башковитым людом. Первым из танцевальных людей он осмыслил, что П.И.Чайковский - гений. Это не настолько воздушно: композитор еще живой, публике он не нравится, критикам не нравится, а Петипа услышал. Он верно догадался, что музыка в "Спящей Красавице" пышная, блестящая… Это было непросто: найти собственный подход к Чайковскому. Петипа создал "стиль Чайковского" в балете.

Вот зачем, когда Петр Ильич завидел постановку, то опамятовался в восхищение и заявил: ни с кем, кроме Петипа, балетов катать он не будет.

***

Надев пуанты, возвысимся на носок, дабы завидеть картину машистее.
Вклад Мариуса Петипа в хореографическое искусство Западной Европы невозможно пе¬реоценить. Потому будто тяни академический хореография, вплоть до XX в., в той или другой мере, пер созидательный печать этого властелина гармонии.

Это объясняет, зачем мсье Петипа будто таковским многоликим: один-одинехонек из самобытных танцоров, безбоязненный постановщик, фундамент эстетики, в основу коей плотно вложены индивидуальные достижения круглой плеяды предшественников. В этом голове танцевальных полетов опрятно сосредоточилась магия современников - Мария Тальони, Фанни Эльслер, Карлотта Гризи, Франческа Черрито, Вирджиния Цукки, Пьерина Леньяни, Карлотта Брианца, Луи Антуан Дюпор, Энрико Чекетти.

Конечно, все эти танцевальные известности привнесли свою лепту в развитие академического танца в Европе. И… не были его учениками. Но собственно их драгоценный эксперимент буквами составил нынешний азбука танца, "язык от Петипа".

Феномен летающего француза выразился в Личности. По воспоминаниям прославленной танцовщицы Екатерины Васильевны Гельцер(1876-1962):

- В вариациях, настолько же, будто и в ролях, у Петипа прослеживалась сквозная черта, а не комплект движений и трудностей, какие случаются у балетмейстеров, когда им не хватает фантазии... Петипа обладал, прежде итого, колоссальным вкусом. Танцевальные фразы у него неразрывно слиты с музыкой и образом. Петипа век ощущал манера эпохи, индивидуальность артиста... Художественным чутьем он неизменно воспринимал суть индивидуальных дарований. Да, Петипа был людом милым и деликатным... Все его боготворили. Тем не менее, дисциплина была железная.

Пусть летят десятилетия, а мы перебежим на личности.

Насколько большущ Мариус Петипа, можно судить по сравнительно свежим фактам сценической жизни… "Спящей красавицы"(1890)Петра Ильича Чайковского.

В 1946 г. ею ознаменовалось рождение Королевский английский хореография(The Royal Ballet). Спустя девять лет тот арена показал "Спящую красавицу" на ВВС, а в 1960 г. передвижная труппа "Интернациональный хореография XX века" познакомила со "Спящей красавицей" па¬рижан. Успех был столь большущ, что постановка в восстановленной хореографии Мариуса Петипа выступал изо дня в девай - вряд ли не ДВА СЕЗОНА.

***

Чего застыли?Идем знакомиться. Во французском г.Марселе 27 февраля(11 марта)1818 г. родился третий детище в артистической семье - Мариус Петипа(Victor Marius Alphonse Petipa). Драматическая актриса Викторина Морель-Грассо(Victorine Morel-Grasseau; 1794-1860)спеленала сына Люсьена в 1815 г., а дочь Элизабет Марианн - в 1816 г. Счастливый батька Жан-Антуан Петипа(1787-1855)был артистом балета, отсюда и отчество - Мариус "Иванович", какое русифицированному иноземцу зачем-то пришпандорили в Санкт-Петербурге.

Да взалкал настолько и не измыслил бы… Мальчик Виктор-Мариус-Альфонс взялся на свет, в девять часов утра 27 февраля 1818 г., когда батька впервинку в качестве балетмейстера вел репетицию анакреонтического балета "Рождение Венеры и Амура"(La Naissance de Vénus et de l'Amour)по хореографии Ж.-Б.Блаша. Стрела потрафила в мишень!Именно этому наследнику суждено было прославить род Петипа.

В семь лет мальчишка уже занимался танцевальному искусству… у родителя, не всего танцовщика, будто катали советские энциклопедии, однако и хореографа-педагога Жана-Антуана Петипа. Поверьте, там с генами было, что перенимать. К образцу, старший брат, Люсьен Петипа, ходил в красавцах-премьерах; будто начальный(!)исполнитель принца Альберта в фантастическом балете "Жизель"(Giselle)Адольфа Адана. Долгое времена старшОй даже предназначался хореографом Парижской Оперы(Opéra de Paris).

Это настолько, к слову, об истоках русской танцевальной школы.

В 1822 г. по контракту Петипа-отца пригласили в Бельгию. Туда переехала вся дом. Общее образование Мариус получил в брюссельской гимназии, вдруг посещая столичную консерваторию "Koninklijk Conservatorium Brussel", коей возглавлял франко-бельгийский педагог, дирижер, композитор Франсуа-Жозеф Фети(François-Joseph Fétis; 1784-1871). Здесь юноша исследовал сольфеджио, даже изводил скрипку; настолько желала мама Викторина. Вскоре пришлось выбирать - или, или:

- С семи лет я обучался танцевальному искусству в классе родителя, переломавшего о мои десницы не один-одинехонек смычок!По его воззрению, настолько важнее усваивались затаенны хореографии. Необходимость такового педагогического приема вытекала из того, что в малолетстве я не ощущал ни крохотнейшего стремления к… тому виду искусства.

И вдруг в связи с Бельгийской революцией(1830)все театры затворились на полтора года. Старший Петипа, Жан-Антуан корпел педагогом бальных танцев в пансионах. Когда стало абсолютно худо, тятенька постановили арендовать арена в Антверпене и на собственный боязнь и риск дали несколько зрелищ, причем вся танцевальная труппа заключалась недюжинно из… членов семьи. Вот настолько юный Мариус и дебютировал во Фландрии в 1831 г. в балете "Танцемания"(Dansomanie)Никола Боксы; истина, до этого с братом Люсьеном они за гроши трудились… переписчиками нот.

***

Когда опамятовалось времена определяться с специальностью и овладевать мастерством, уже не по-родственному, т.е. без снисхождения, в Париже Морис взимал уроки у знаменитого "бога танца" XVIII в. Огюста Вестриса(Marie Jean Augustin Vestris;1760-1842).

Почему господа?Ещё в 1835 г., то жрать в годе 75 лет, мсье Вестри отплясывал на сцене, выполняя менуэты вкупе со знаменитой примой Марией Тальони(Maria Taglioni; 1804-1884). По завершении контракта с Гранд-Опера(Grand Opéra)Огюст Вестри, будто педагог, становил пляска молодой плеяде перспективных учеников: Люсьен Петипа, Жюль Перро, Мария Тальони, Фанни Эльслер и иные.

Иными словами, Бог танца лепил всю европейскую школу "романтического балета".

Это будто невообразимым, однако в 1838 г. 19-летний Петипа, не всего получил ранг первого танцовщика в Нантском театре, однако уже пробовал силы в качестве… балетмейстера. Тогда Мариус сочинил и поставил три балета: "Права сеньора", "Маленькая цыганка" и "Свадьба в Нанте". Вместе с тем юноша индивидуально вылезал на сцену в неодинаковых спектаклях, поставленных хореографом Жан-Антуаном Петипа. Повзрослев, с батею сын продолжал вкалывать, однако уже и самостоятельно гастролировал по Франции(1836-1837)и даже США(1839).

В 1842-1846 гг. по контракту с Королевской танцевальной труппой Мариус Петипа очутился в Испании, где премьер досконально изучил всенародные танцы. Впоследствии с глянцем он возбуждал их в собственных постановках. Именно тут, в "Teatro del Circo", француз впервинку и платно занялся хореографией. Среди ранних балетов молодого постановщика, сработанных в Мадриде, надобно наименовать "Кармен и ее тореадор", созданный по случаю бракосочетания испанской королевы Изабеллы, "Приключения дочери Мадрида", "Жемчужина Севильи", "Отъезд на баталия быков".

Благополучное пребывание достопочтенной семьи Петипа в Мадриде визгливо оборвалось: адюльтер и последовавшая дуэль вынудили молодого танцовщика в декабре 1846 г. покинуть Испанию.

- Галльский петушок!- Так за забиячливый норов его величали в малолетстве. А тут еще Испания, горячая кровь, амурный года.
Словом, молодое девало - не плутоватое.

В начале 1846 г. танцор закрутил роман с женой… маркиза де Шатобриан, первого секретаря французского посольства в Испании. Узнав об этом, вельможа позвал Петипа на дуэль. Так, по крайней мере, повествуют русскоязычные ключи. Только вот 29-летний артист не был абсолютным идиотом, дабы бодаться с маркизом.
Да еще и послом кровный стороны. Ситуация очутилась намного сложнее.

***

В "Teatro del Circo", где на сцене тогда премьерствовал Мариус, абонировала ложу одна вельможная дама. Не всего сеньора, однако и красавица-дочь, сеньорита употребляла успехом у дядек. Завязался роман с юной аристократкой - обыкновенное девало для Испании тех лет и той сферы. После спектакля Петипа мчал к особняку боготворимой, где с балкона уже свисал белокипенный шарф: это значило - встрече ничто не препятствует. По плющу, обвивавшему стену, герой вскарабкивался к возлюбленной, и они бросались в объятия дружок дружка. Все бы ничего, всего как-то молодого возлюбленного заприметил начальный секретарь французского посольства, у какого тлел роман… с сеньорой.

Посчитав, что он изловил конкурента, маркиз де Шатобриан вытребовал нахала на дуэль. Так видят ситуацию мемуары Мариуса Петипа:

- Секундантом у маркиза был герцог д’Альба. Перед началом дуэли он болтает:

- Я уполномочен предложить десять тысяч франков, если вы согласитесь безотлагательно покинуть Мадрид.

Конечно, я не согласился на унизительное предложение и откликнулся:
- Передайте, что я встречу гроши всего при одном обстоятельстве: за всякий франк я вкачу маркизу оплеуху.

К счастью, политик, бивший первым, - промазал. Глаза мои тогда были молодыми и глазастыми. Не желая убивать конкурента, я задел пулей его исподнюю челюсть. Но история о дуэли безотлагательно разлетелась по Мадриду, и до гроба сезона спектакли с моим участием пролегали с аншлагом.

Эта история ярко характеризует Мариуса Петипа. Хотя в дальнейшем до пальбы на пистолях девало вяще не доходило, однако упрямство и нежелание отодвигаться неизменно выводили его победителем во всяких принципиальных противоборствах.

Итак, вырвано артист покинул Испанию и опамятовался в Париж. Здесь, месяц-другой, он украшал спектакли в "Théâtre de l’Academie Royale de Musique".

***

Вот тогда-то в жизни успешного танцовщика и хореографа вырисовалась Московия. На пароходе 24 мая 1847 г. бесстрашный Мариус Петипа опамятовался в Северную Пальмиру. По протекции основного балетмейстера Санкт-Петербургской труппы, инспектора балетов Антуан-Титю Доши(Antoine-Titus Dauchy; 1780-1850)в 1847 г. французского артиста пригласили - слышите?при-гла-си-ли!- в Императорский хореография, где в октябре 1847 г. он уже станцевал партию Люсьена в балете "Пахита"(Paquita)Эдуара Дельдевеза. Современной, оригинальной хореографией в России и не пахло; в основном постановками заправляли… французы.

Кстати, его родителя, Жан-Антуана Петипа, также пригласили в Санкт-Петербург - истина, на место преподавателя(!!!)балета в школу при Императорских театрах. Вскоре среди знаменитых учеников француза вырисовались Тимофей Стуколкин(1829-1894), Лев Иванов(1834-1901)и… Павел Гердт(1844-1917). Спустя несколько десятилетий собственно знаменитый педагог Павел Андреевич Гердт, какой с 1865 г. стал ведущим танцовщиком Мариинки, в свою очередность, индивидуально передавал познания и наставлял младое племя русских танцоров: Агриппина Ваганова, Тамара Карсавина, Лидия Кякшт, Сергей Легат, Анна Павлова, Павловна Николай Солянников, Василий Тихомиров, Михаил Фокин, Александр Ширяев.

Мариус Петипа взялся с азов, и - по свежим отпечаткам. Молодой, красный, развеселый, одаренный, он залпом завоевал популярность в сфере артистов. Зачисленный в Санкт-Петербургскую Императорскую труппу мсье Петипа запросто передвинул с Парижской Оперы(Opéra de Paris)на петербургскую сцену… "Пахиту". В Гранд-Опера премьера того балета композитора Эрнеста Дельдевеза в хореографии Жозефа Мазилье состоялась лишь 1 апреля 1846 г. Смелый постановщик Петипа, неужели что, добавил в собственной редакции спектакля… потрясающий дивертисмент в характерном для себя манере, избрав для этого музыку Людвига Минкуса.

Вскоре та, с первого взора, развлекательная интерполяция обернулась в мощный стержень балета и, в гробе гробов, единое, что сохранилось от… оригинальной хореографии "Пахиты" от тяжеловесного и архаичного мсье Мазилье.

Разительным трансформациям подверглась хореография и в восстановленном Маурисом Петипа балете "Сатанилла, или Любовь и ад"(1848)композиторов Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа в постановке балетмейстера Жозефа Мазилье, что с 10 февраля(22 февраля)1848 г. обернулся в большенный пантомимный хореография в трех актах семи картинах. В столице Франции, в Королевской академии музыки(Парижская Опера)премьера состоялась 23 сентября 1840 г.

Ведущие мужские партии, grand pas, в балетах "Пахита" и "Сатанилла" повелитель полетов, удобопонятное девало, отплясывал сам.
Поначалу не блистая собственно в классическом танце, Мариус Петипа великолепно исполнял демихарактерные партии. Среди важнейших ролей горячего актера-мима романтического плана был Дьяволино в "Катарине, дочери разбойника". Это притом, что на премьере спектакля в петербургском Большом театре 4 февраля 1849 г. роль Дьяволино отплясывал сам постановщик и балетмейстер Жюль Перро.

Через год, в 1849 г. "Пахиту" собственно в видении Мариуса Петипа скрупулезно воспроизвели, - настолько взговорить, в учебно-педагогических мишенях - на сцене… московского Большого театра.

***

Хотя Петипа утилитарны не выезжал из России, он век был в курсе парижских новинок в области балета, иных обликов искусств. Куда передвигаться, он интуитивно ощущал, отплясывая партии в собственных постановках; балетмейстеру требуется ощущать полет не из партера.

Хореография новоиспеченного балета "Дочь Фараона"(La fille du pharaon)Цезаря Пуни, представленного в 1862 г., прославила мастера в Империи. В том спектакле он станцевал двойную партию - лорда Вильсона и египтянина Таора. Это была первая многоактная танцевальная феерия в эклектическом манере. Оглушительный успех!
В 2000 г. шедевр для Большого театра воссоздал хореограф и танцевальный педагог, дудки, не русский, а… французский - Пьер Лакот(Pierre Lacotte; 1932).

За "Дочерью Фараона" последовали "Царь Кандавл"(1868)Цезаря Пуни, два варианта "Дон Кихота"(Москва, 1869; Санкт-Петербург, 1871)Людвига Минкуса, "Камарго"(1872)Людвига Минкуса, "Наяда и рыбак"(1874)Цезаря Пуни, "Бабочка"(1874)Жака Оффенбаха, "Приключения Пелея"(1876)Людвига Минкуса и настолько дальше.

Первым взаправдашним шедевром Мариуса Петипа стала "Баядерка"(1877)Людвига Минкуса; до сих пор "акт теней" почитается жемчужиной, безупречнейшим манером классического балета. Заметными событиями в цивилизованной жизни России также были: "Кипрская статуя"(1883), "Коппелия"(1884), "Тщетная предосторожность"(1885), "Талисман"(1889), "Калькабрино"(1891), "Сильфида"(1892), "Щелкунчик"(1892), "Золушка"(1893), "Конек-Горбунок"(1895), "Синяя борода"(1896), "Испытание Дамиса"(1900), "Времена года"(1901), "Волшебное зеркало"(1903)и бездна иных. Сорок лет кряду, 1863-1903 гг., иноземец заслуженно почитался основным балетмейстером Петербургского балета, за это времена генеральный повелитель полетов сделал 47 оригинальных балетов.

Невероятно, однако, начиная с 1869 г., все в русском балете зависело от одного художника, от мсье Петипа. Он стал безраздельным диктатором танца.
Опираясь на традиционную французскую школу, хореограф разработал новоиспеченную структуру танцевального спектакля, в каком артистично сочетал пантомиму и танцевальные сцены. Время и эксперимент шлифовали индивидуальное мастерство, а оно будило новоиспеченное видение балета. Долгие годы сотрудничая со штатными танцевальными композиторами, в 1890 г. он приблизился к взаправдашней симфонической музыке. Именно тогда случилось прозрение. Петипа постиг драгоценный дарование балетмейстера:

- В "гармонии линий" я видаю призвание: научить гармонии людей, не одаренных от природы.

***

Нет, Петипа не был первооткрывателем синкретизма в сценическом искусстве, он развивал Традицию, освященную веками. По вожделению директора Императорских театров И.А.Всеволожского(по его сценарию и его костюмам)в 1890 г. повелитель полетов поставил балет-феерию "Спящая красавица" П.И.Чайковского.

К тому времени он был готов мертво и детально прорабатывать "заказ", "заказ" в пластике. Хореографические кульминации в том балете - четыре адажио всякого акта - дали уникальные образцы образности танца ХХ столетия.

Насколько оценил подобный подход Петр Чайковский, видать из нелицемерного вожделения гения написать на титульном листе клавира "Спящей красавицы":

- Сочинение Чайковского и Петипа, - поскольку композитор век свято веровал:

- Балет - та же симфония.

После безвременной кончины Петра Ильича, вкупе с балетмейстером Львом Ивановичем Ивановым(1834-1901), Мариус Петипа создал каноническую редакцию "Лебединого озера"(1895). Со временем она обернулась в символ "русского" балета. Шедевром новейшей европейской хореографии стали па-де-де Одиллии и принца Зигфрида, придуманные французом. Чем возвышеннее был талант композитора, тем больше разыгрывалось воображение балетмейстера, тем абсолютнее хореограф пробивался в вещица, тем мощнее закладывал впечатление от балета.

В годе 80 лет мсье Петипа поставил завершающий шедевр.

"Раймонду" Александра Глазунова, акт коей разворачивается в рыцарские времена в кровном для французского балетмейстера Провансе, впервинку показали 19 января 1898 г. на сцене Мариинского театра.

Спустя два года хореография поставили в Москве, сохранив хореографию Петипа.

Творчество запоздалого Петипа, великий манера "Императорского балета", с нелицемерным экстазом и молодым упоением воспринял неизменный последователь и наследник, крупнейший классик танца ХХ века Джордж Баланчин.

***

Прожив в России почитай полустолетие, повидав на своем веку четырех царей, всего в 1894 г. француз встретил русское подданство. Иного отечества он не желал даже тогда, когда постановщика отвели от работы в театре. Случилось это настолько.
В 1903 г. на генеральной репетиции балета "Волшебное зеркало" Арсения Корещенко, в соответствии с хореографией Петипа, на сцену Мариинского театра выбросили огромное зеркало.

И оно, не всего треснуло, однако и разлетелось на осколки!

Поверьте, девало не в предрассудках, а в новоиспеченном директоре Императорских театров, бывшем конногвардейце В.А.Теляковском(1860-1924). Уволить балетмейстера бывший выпускник Академии Генштаба не решался, настолько будто в вздыхателях Мариуса Петипа ходил император Николай II, озвучивший простое веление:

- Господин Петипа должен оставался первым балетмейстером до гроба жизни.

Несмотря на преклонный года, артист оставался энергичным изобретателем, а по работоспособности даже превосходил большинство молодых коллег. Не в силах освободиться от самодостаточного хореографа, г-н Теляковский изводил постановщика: ввязывался в созидательные детали, некомпетентно высказывался, дико распоряжался. С подобной обструкцией и молодым режиссерам не свериться, алкая сценическая труппа всецело поддерживала мастера.

После премьеры балета "Волшебное зеркало", какая 9 февраля 1903 г. неожиданно завалилась, конфликт добился апогея. Из-за упрямого вмешательства директора в продуманное оформление и освещение сцены, хореография вышел… не таковским, каким задумывался.

Тяжело болея незадачу, Петипа слег с инсультом - частичный паралич!

К счастью, вскоре здоровье вернулось, артист даже стал закатываться в арена.

Да вот прощание уже было не застопорить. Осенью 1903 г. мсье Петипа, какому миновало 85 лет, выгнали из Мариинского театра.

…Как ему удалось продержаться 47 лет в Империи, где искусством командуют конногвардейцы, а решение об оформлении и освещении сцены принимают по законам военной светомаскировки, - интеллекта не приложу.

Благодаря французу Мариусу Петипа русский хореография к началу ХХ в. стал важнейшим в мире, а Мариинский арена до сих пор резонно и уважительно величают - "домом Петипа". Балеты в редакции повелителя полетов даже спустя столетие с аншлагами выступают в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке. Они растиражированы на DVD в исполнении важнейших танцовщиц и танцовщиков мира; дожидаются они и кое-каких из вас.

***

В влажном и дождливом Санкт-Петербурге Мариус Петипа жительствовал до 1907 г.

Затем по настоянию докторов вкупе с фамилией маэстро перебрался в Крым. В Ялте он, маявшийся всю бытие хроническим бронхитом, скоротал остаток дней. Кедр, магнолия, самшит, съедобный каштан, железное дерево - все это уже не помогало.

- О святой инстинкт природы, неисповедимая симпатия итого сущего!Ты указуешь мне врата Тайны. Я постучусь, и они раскроются!

Коротая остаток лет воспоминаниями, по памяти повелитель полетов пересматривал поставленные им балеты: "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик".

- Если всего у тебя жрать бельма, ты всюду завидишь сверкающие цукатные рощи, сквозистые марципановые замки - словом, всякие чудеса и диковинки.

Как вблизи он приблизился к Идеалу!Только почитай не оставалось времени и сил, дабы побороть Крысиного короля... Королева исходила слезами и рыданиями, а кабинет Короля пришлось обить ватой, потому что Король колотился головой об стену и жалким голосом причитал:

- Ах, я - бедный венценосец!

В июне 1907 г. хронический бронхит перебежал в воспаление воздушных.
Последние два дня перед кончиной Мариус Петипа пребывал в бесчувствии, никого не узнавая и уже не ощущая страданий.
- Что жрать человек и во что он может обернуться?

Нашедший в 11 часов утра Мариуса Петипа перепуганный камердинер не залпом догадался, что 1(14)июля 1910 г. хозяин преставился. Даже после смерти повелитель полетов оскалялся. Может, его уносил колдовской видение?Или: вдохновившись завиденным, он аккуратно постановил: не мешкая, он возвращается в Северную Пальмиру, дабы на сцене Императорского театра поставить видение?

Безжизненное тело из Гурзуфа везли сквозь всю Россию.

8(21)июля, в 10 часов утра, печальный состав опамятовался на Николаевский(ныне -Московский)вокзал Санкт-Петербурга. После короткой литии, абсолютной по католическому обряду, гроб выбросили на десницах и поставили на траурную колесницу. Затем погребальная процессия направилась к Волкову кладбищу. Провожала великого балетмейстера в завершающий колея дом: вторая супруга Любовь Леонидовна Савицкая, детвора - Надежда, Виктор, Любовь, Вера. За ними выступали сотоварищи из театрах двух российских столиц, ученики и ученицы, поклонники таланта.

- Дражайший коллега, счастье ввек не приходит одно.

***

В 12 часов гроб повесили в наследственный склеп на Волковском лютеранском могильник(ныне - зона станции метрополитен "Волковская"), где уже покоились - батька Жан-Антуан Петипа(1855), брат Жан-Клод Тонер Петипа(1873)и дочь Евгения(1892).

По вожделению покойного на могиле ввели небольшой белокипенный крест с надписью:

- Marius Petipa - 1 июля 1910 г.

За годы советской власти, какая век кичилась русским балетом, заключительная обитель безбрежного повелителя полетов опамятовалась в абсолютное запустение.

Только в 1948 г. по решению городских воль Ленинграда прах балетмейстера передвинули в Некрополь Мастеров искусств, обустроенный на Тихвинском могильник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

В 1958 г. на месте погребения останков альфы и омеги русской танцевальной сцены возложили мраморную плиту.

В 1988 г. плиту Советы заменили гранитной полуколонной на пьедестале, выполненной в манере исторических монументов эпохи классицизма.

***

А вот бы кто сейчас из крымчан проверил, будто там - администрация санатория "Гурзуфский"(ул.Ленинградская, 10), номера "Мариино"(четыре с половиной месяца тут Мариус Петипа отжил в 1909 г.), поселковый рекомендация Гурзуфа - уже взялись чтить традиции русского балета?

Похоже, девала до сих пор обстоят настолько, будто они изображены в воспоминаниях русской танцовщицы Матильды Кшесинской(1872-1971), знаменитой интимными взаимоотношениями с августейшими персонами Империи:

- Петипа болтал век по-русски, алкая больно ахово его осведомил. Он настолько и не выучился языку за длинные годы пребывания в России. Ко всем он век обращался на "ты". Приходил, дюжинно завернувшись в собственный клетчатый плед и посвистывая. Он приходил с уже готовым планом и ничего не придумывал во времена репетиции. Не глядя на нас, он попросту демонстрировал, приговаривая на своем необычном русском языке: "Ты на я, я на ты, ты на мой, я на твой", что означало переход с одной сторонки на его палестину - "ты на я". Причем он, для ясности, тыкал себя перстом в бюст при слове "я». Или: с дальней сторонки сцены - "твой" на ближнюю к нему - "мой". Мы его язык осведомили и разумели, чего он от нас алкал.

Примерно с туземцами настолько и водились европейцы: мой-твоя-не-понимай!

И я об этом: зачем Московии надобен был хореография?

Конногвардейцам вяще любы скоморохи с гуслями.

Петіпа. Повелитель польотів


«100news.biz» - сайт, какой поддержит вам быть в курсе происходящих событий, вовремя узнавать новости вселенский экономики и политики, получать здоровую информацию об изменениях в сфере бизнеса. Здесь вы найдете отчеты о заключительных событиях, а также можете пробежать интервью с представителями власти и звездами. Портал, созданный для деловых людей, на каком вы найдете уникальные статьи, воззрения экспертов, советы и бессчетно другой здоровой информации.




Обсудить на форуме

Добавить комментарий
Личный кабинет
Наши партнеры